Кот Непотребный (vasik_catn) wrote,
Кот Непотребный
vasik_catn

Category:

Мастерская Аникушина.

Есть в Петербурге такой музей. Филиал Музея городской скульптуры. Я в этом заведении когда-то недолго работал; в те времена всё выглядело печальней. Теперь с Мастерской - всё прекрасно.


Итак. В стародавние времена, когда советскому руководству города понадобилось увековечить столетний юбилей Ильича - был организован и проведён специальный конкурс. Выиграл его в 1969 г. Михаил Константинович Аникушин. И молодец. Но вот незадача: в городе негде было делать полноразмерную модель "танцующего Ленина" ростом восемь метров с копейками. Вышли из затруднения с изяществом, свойственным Северной пальмире: построили Аникушину в несколько месяцев новую мастерскую, в райском месте - Вяземском саду на Петроградской стороне.


Здание мастерской проектировал и строил ленинградский архитектор Филипп Аронович Гепнер. О! - про него даже чуть-чуть в википедии появилось. Причём проектировал и строил в теснейшем контакте с заказчиком - Аникушиным. Поэтому сооружение вышло очень удобным и, как утверждают, уютным. Здание образовано тремя значительными объёмами - большой мастерской площадью 400 кв.м с высотой перекрытия до 16 м и двумя примыкавшими с боков малыми мастерскими площадью по 70 кв.м. В одной из малых мастерских работал Михаил Аникушин, в другой - его супруга, тоже скульптор, Мария Литовченко. В план была вкомпонована и квартира для семьи скульптора. После смерти Аникушина (1997) и Литовченко (2003) их наследники сделали всё возможное, чтобы профукать здание. По существу, нужно употребить глагол погрубее. Как бы то ни было, в середине нулевых встал вопрос о дальнейшем использовании помещений мастерской. Решено было передать здание Музею городской скульптуры для организации там мемориального музея Аникушина и площадки для мастер-классов, творческих мастерских, симпозиумов и прочих подобных мероприятий. Музейщики на правах хозяев вошли в здание только в конце 2007 г. Тогда был организован пост охраны и началась приборка здания от мусора. Из коммуникаций на тот момент работало только электричество. Водопровод - через пень-колоду, отопления не было из-за разрывов труб. К лету 2008 г. из Мастерской было вывезено шесть 24-х кубовых контейнеров мусора. Шесть. Можно представить, что творилось внутри.
В результате пятилетней работы Мастерская преобразилась. Видна работа многих художников и скульпторов. Пространство организовано грамотно и практично. Хотя работы ещё много, открыта, так сказать, только первая очередь.
Вход в музей организован через одну из малых мастерских, бывшую Марии Литовченко.


Теперь здесь касса и гардероб. Предваряя основную экспозицию стоит самая известная работа Аникушина - памятник Пушкину для площади Искусств в Ленинграде. На стене помещена стилизованная карта Петербурга, переползающая в карту Евразии и всего мира; на карте отмечены места, где стоят монументы Михаила Константиновича. На другой стене - подборка скульпторов-современников, а также несколько до, стеллажи с книгами и скульптуры Марии Литовченко. Фрагмент деревянного реечного пола - из тех времён, 1970-х.


В уголке пристроился прекрасный матвеевский мальчик. Не оригинал, конечно, гипсовая копия. Александр Матвеев - один из учителей Аникушина.


Из малой мастерской попадаем в большую. Очень большую. И сильнее всего тут поражает огромное витражное окно. И уже во вторую - неожиданно большое пространство помещения.


В одном углу обнаруживается музеефицированная яма для глины. Пару раз я в неё падал, так получалось)


Технологический гвоздь экспозиции - это огромный поворотный стол. На нём, собственно, и ваяли восьмиметрового Ленина в рост. Стол крутится и ездит по рельсам.


Из техногенного также остался подъёмник-тельфер под потолком, правда он не работает.


В обе стороны имеются широкие выезды - когда-то через них проезжали грузовики - привозили сырьё (глину и арматуру), увозили "товар" (модели скульптур). За воротами виднеется ещё одна яма для глины. А на створке ворот сотрудники музея разместили инструменты скульптора.


Огромная ниша в стене - то место, где по штату полагается быть поворотному столу. Она облицована кафелем. Это среди прочего - и ванная комната. Бывает, модель нужно окатить водой. Или помыть рабочее место скульптора от наросших куч глины. Тогда - шланг с водой и вперёд. По проекту, в полу предполагалась система сливов и откачивающих насосов. Но, не случилось.


С аникушинских времён в мастерской осталась пунктир-машина.


И стол, где модель переводили в требуемый размер.


По периметру стен большой мастерской проходит подвесная лесенка - она была необходима, чтобы скульптор мог обозреть свою работу со всех точек.


На боковых стенах нынешние хозяева мастерской поместили информацию, касающуюся двух самых известных творческих тем Аникушина - серию монументов А. С. Пушкину:


и А. П. Чехову:


Примерно посередине зала - подиум с работами Аникушина разных лет. Вокруг - работы учеников Аникушина.


Это если вкратце. Когда получится - будет открыта вторая малая мастерская - как мемориальное помещение, посвящённое исключительно Михаилу Аникушину. Обещают и программу мастер-классов современных керамистов и скульпторов. Как оно будет - посмотрим.
Предпринимаются некоторые шаги для популяризации заведения. По четвергам Мастерская работает до девяти часов вечера, при этом в 18-30 и 19-30 проводятся специальные экскурсии. Так что заходите. Что ещё сказать. Если хочется получить какой-то официальной информации - логика подсказывает идти на сайт Музея городской скульптуры. Но не стоит этого делать. Потому что я встречал более дурацкие музейные сайты, но мало. Лучше сразу идти на страничку Мастерской ВКонтакте. Именно тут можно наиболее оперативно получить наиболее актуальную информацию о музее и связаться с работниками филиала.
Ну и ложка дёгтя, куда ж без неё. Мастерская, Аникушин - это прекрасно, но уж очень гламурно как-то, слащаво до противности. Пушкин и Чехов - прекрасно. А где так же расписанная лениниана? Не бон тон по нынешни временам? Детский сад, а не отмаза. Да и если Ленина сюда добавить - всё равно слащаво. Годы те ещё были, борьба с космополитизмом, то, сё. Травля Матвеева, кстати. Не без Аникушина происходила, между прочим, как и все подписался. Занимал ведущие должности в ЛОСХе. Тот ещё клоповник. И с этим всё ох как не просто. Надо только исследовать. Интервью брать, ковыряться. А официально - пастораль, а не жизнь, бренд, а не человек. И всем это теперь удобно.
К сожадению, музей "Мастерская Аникушина" не будет тем учреждением, которое покажет нам настоящего, а не ходульного, живого, а не нарисованного Михаила Константиновича Аникушина. Жаль.

Ах да, по тегу Аникушин можно увидеть фото мастерской давних и стародавних времён, а также здание мастерской с разных сторон.
Tags: А. П. Чехов, А. С. Пушкин, Аникушин, ГМГС, Ленин, бурчание под нос, скульптура, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments