August 2nd, 2017

Борис Жильцов - что всё это значит?

Как известно, вчера заработал портал Памяти героев Великой Войны 1914-1918. Конечно полез смотреть своих интерессантов. Начал с интереснейшей личности, военного инженера подполковника Бориса Михайловича Жильцова (1880-1914), участника и героя русско-японской и превой мировой войн, автора двух ценнейших брошюр по практике полевой фортификации войны в Манчжурии. Всё, что про него на сей момент известно аккумулировано тут. Это две отсканированные книжки, обнаруженный в официозе ГИУ - Инженерном журнале Некролог и карточка с сайта grwar.ru.
Что известно о смерти офицера? Из Некролога, изданного в ноябрьском номере ИЖ за 1914 год, следует что 15 саперного батальона подполковник Б. М. Жильцов "...в числе других погиб смертью храбрых..." Дата смерти не указана. Учитывая, что журнал ноябрьский и предполагая специфику издательской работы - вряд ли это случилось в октябре. Не позже сентября.
Потом на Великой войне появилась карточка на Жильцова. Она составлена на основе Списка подполковникам по старшинству за 1913 год (основная датированная биография) и заметки из газеты Новое время от 17 января 1915 года (отсюда обстоятельства гибели). Из этих материалов следует, что с началом войны 15 саперный батальон вместе со своим 15 армейским корпусом Варшавского военного округа оказался в составе 2-й армии генерала Самсонова. Т. е. попал под раздачу в Восточной Пруссии. Дальше цитата: "15(28).08.1914 командующим армией <Жильцов> был назначен командующим остатками 2-й бригады 1-й пех. дивизии, отошедшей из района Хохенштейна к Надрау. При этом ген. Самсонов взял с Ж., которого он лично знал по службе в Туркестане и русско-японской войне, слово, что без приказа тот не оставит позиции. Однако вскоре место расположения бригады подверглось арт. обстрелу и люди в панике бросились бежать в ближайший лес. После безуспешных попыток остановить их, Ж. покончил с собой. Вот она, дата смерти - 15 августа 1914 года.
А теперь карточка с нового сайта, она вот. Несколько кликабельно.
Убит / Бессарабской губ. жен[ат?] 1 с[ын?] /Жильцов / Борис Михайлович /Подполковник /15 саперного батальона / 10-17 августа 1915 г. [???] / РИ 14 сентября № 229 [?] / Выс.[очайший] пр.[иказ] 5 марта 1916 [?] / Список при рап.[орте] заведыв.[едывающего] / укомплектов.[анием] войск 15 арм.[ейского] /корп.[уса] ген.лейт. Торклуса от 24 сент. 1914 г. № 1332. / Сп.[исок?] 15 арм.корп. 4 ноября 1915 г.

После восточнопрусского разгрома и 15 корпус, и 15 саперный батальон были воссозданы, командиром корпуса, кстати, стал указанный в карточке генерал-лейтенант Фёдор Торклус. По карточке же имеются вопросы. Я правильно сокращения расшифровал? Что за высочайший приказ от марта 1916го?, почему так поздно от сообытий августа 1914 г.? Что такое РИ? И, главное, как объяснить ошибку в дате смерти? Ну, год - это описка, 1914-й, естественно, согласно рапорта генерала Торклуса. Но дата, почему нет точной? Карточка, видимо, была составлена в конце 1915 года. К этому времени уже и коллеги убитого всё знали, и дату, наверняка, вспоминаем Некролог в ноябрьском 1914-го года ИЖ, и в Новом времени от января 1915-го года заметка с обстоятельствами гибели и датой вышла. Журналисты же это всё не с потолка взяли? Хотя, конечно, в библиотеку на газету нужно сходить взглянуть. Объяснение ошибочной даты - канцелярский бардак?

ЗЫ. И чуть-чуть мыслей о новом сайте. Это, конечно, хорошо. Не все, кем интересовался, отыскались, но, говорят, сайт будет пополняться. Подождём. Но почему такая малая выборка информации? Фатически только про убит/ранен и из наград про георгиевские кресты. А больше ничего нет? А орденов других не было? А обстоятельства событий? Начали бы послужные списки выкладывать - сколько бы исследователей в пояс бы поклонились..

11-дюймовый шнейдер откуда не ждали!

Свежая фотография в коллекцию:

Даты никакой при фото не было. Но, кажется, это таки первая мировая. Элегантные французские артиллеристы в шлемах Адриана и 280-мм шнейдеровская гаубица в процессе заряжания. Ну и постановочные моменты, куда без них. Фото позаимствовано из заметки уважаемого tri_tire_tochka об уничтожении французами в июне 1940 года итальянского "линкора в облаках", альпийского форта Шабертон (il forte dello Chaberton), он же батарея № 515 на восемь 149-мм пушек. Заметка крайне рекомендуется к прочтению, ибо интересна, познавательна и на русском об этом сюжете т.н. Странной войны нечего нет. Да и вообще, Странная война - сложный сюжет в рунете.

Collapse )