Кот Непотребный (vasik_catn) wrote,
Кот Непотребный
vasik_catn

Categories:

Как строят ледоколы...

Библиотекари школьной, районной, имен Маяковского и Горького библиотек в один голос скажут, что с обязательностью у Бочарова проблемы. Сделать что-либо вовремя - непосильная задача, книжки сдать в срок в том числе.Теперь из библиотек хожу только в Публичку, там с этим проблем никак быть не может, поэтому трабла вылезла с другой стороны. Весной, благодаря сообществу spbblog попал на Выборгский судостроительный завод. Попал с фотоаппаратом и единственным условием: сделать пост-отчёт в течение недели или двух. Вернулся домой, картинки с фотика слил, чуть подразобрал, сунул на флешку с мыслями доделать всё на след.день на работе. В результате ни флешки, ни файлов. Потом вообще забыл. Через пару месяцев флешка нашлась под сиденьем в машине, но всё равно что-то мешало исполнить обещанное. Но сегодня утром встал и решил: надо разобраться с этим весенним долгом не позже лета, а то осенью и так головняка всякого хоть отбавляй. То есть сегодня. Извольте...
Недавно, в снежном нашем апреле случилось оказаться в незнакомой доселе мне части Выборга. Да ещё какой!
Дело было на неделе, собрались изучать завод кучка блогеров, за ними из Выборга пригнали заводской микрик-мерс. И вот мы летим по ЗСД и Скандинавии на запад. Не успели опомниться, как уже останавливаемся перед воротами заводской территории. И сперва отправляемся в административный корпус:

Там с нами побеседовали и рассказали о предприятии, которому скоро семьдесят, представители средне-высокого начальства. Показали короткий фильм о заводе, похвастались успехами верфи, нынешними делами и заказами, состоянием социальной сферы на заводе и т.п. Потом вручили буклеты о предприятии и отправили бездельников-блогеров-нас на территорию.

Краткая история завода. Основан в 1948 году. Строительство небольших корабликов для ВМФ, и судов гражданского флота. Но позже пришло главное – буровые платформы и ледоколы. То, что ходит по нашим ледяным просторам с атомным сердцем, строилось на Балтийском заводе в Ленинграде-Петербурге, а значительная часть судов ледового класса с традиционной силовой установкой – родилась здесь, в Выборге. В девяностые у завода проблемы как и у всех юридических и физических лиц нашей страны в то время. Но потом наладилось. Случались и серьёзные иностранные заказы. Работа в кооперации с западными судостроителями, в первую очередь с норвежцами и финнами. Возрождение строительства нефтедобывающих платформ. Пик этого направления – участие в международной программе «Морской старт». Тогда на заводе перестраивали нефтяную платформу в морской космодром. И таки перестроили. Потом её довооружили необходимым оборудованием, отбуксировали на экватор и начали почём зря посылать оттуда ракеты в космос. Круть, в общем. В настоящий момент на заводе в постройке пять ледоколов. И кое-что из этого великолепия нам показали!
В общем, повели нас к достроечной набережной на достраиваемый ледокол. Завод, как бы банально это не звучало, это целый город. Широкие улицы, не один и не два перекрестка, огромные дома-цеха, краны, много транспорта и т.п.


Смешавшись с бодрой толпой служащих и рабочих мы проследовали к ледоколу на набережной. Звать судно – «Александр Санников»:

Вот ракурс вдоль набережной в нос ледокола:

Товарищи в белых касках - это блогеры, пробираются на ледокол предводительствуемые девушкой из пр-службы завода.
Как достроят, водоизмещение у ледокола будет без малого 9000 тонн, силовая установка начнёт выдавать 22 МВт, а ломать он будет лёд толщиной до двух метров. Длина судна 122 м, ширина 26 м, осадка – 8 с мелочью. Громадина. И нас туда ведут!
Поднимаемся на борт. Показать нам что-как на строящемся Санникове назначили самого главного для судна человека – специального начальника, ответственного за всю реализацию проекта ледокола. Он постоянно на борту, смотрит и контролирует как монтируют оборудование, нормально ли приварены части корпуса и обработаны швы, в любой момент может ответить на вопрос что последнее погрузили на судно и что будут подавать с берега следующим. Очень важный человек. Очень тяжелая и ответственная работа. Видимо, поэтому он был серьёзен и мрачноват: этих ещё блогеров ему только не хватало. Если работы на борту выполнены хорошо, на стенке пишут мелом «норм», если что-то надо доработать – другую соответствующую случаю надпись.


Это всё я углядел на переборках, пока мы шли от трапа в нос судна. Помимо всего прочего поражали гирлянды проводов, змеистые трассы всевозможных трубопроводов и головоломки металлических конструкций.

Наконец, добрались до носа судно. В этом объёме под верхней палубой будут обитать якорные цепи.

Огромное пространство! Вперёд же, наверх. А там открывается вид на надстройку:

Много этажей под верхней палубой, ещё четырехэтажка сверху – это и есть ледокол! А какие оттуда виды на Выборг!

Холодные воды Балтийского моря.

Выборг. В печальном состоянии элеватор и складские корпуса постройки 1930-х гг. Чистое белое здание,виднеющееся вдали между – это дом, постройки Уно Ульберга на бастионе Панцерлакс, где теперь расположен местный Эрмитаж.

Перпендикулярно набережной. Между жел.дор.путями и краснокирпичными домами – Интендантская гора, где русские укрепления 1860-х и финское Певческое поле 1930-х гг.

В сторону порта и исторической части города. Узнаются затянутые в зеленку башни замка и крепости. Буксир Крепыш.
Пора дальше, спускаемся с борта ледокола. На берегу – бак «КАБЕДЬ». Пригляделся, точно кабедь!

Обожаю эти детсадовские игрища с глубиной резкости!

Во-первых, это красиво! (с)
Рядом с ледоколом на берегу обнаружились диверсионные подводные лодки, суперсекретный проект под девизом "НАТО, дрожи!":

На самом деле, конечно, минобороны здесь не причём. Эти штуки называются азиподы. Или винто-рулевые колонки. Они делают корабли и суда сильно более маневренными. Эти две штуки предназначены Санникову в корму. Две носовых уже на месте.

кругом продолжает бушевать завод. Цеха, краны.. И ларёк. Люди ведь не железные!

Дальше нас повели по цехам. Сперва туда, где режут металл и собирают из него фрагменты корпусов.

Там имеется огромный гидравлический пресс.

И ещё – рабочие. Было время обеда, поэтому стояла тишина, а судостроители разбрелись кто-куда по своим обеденным надобностям.

А вот этой штукой магнитами подцепляют из стопки лист металла и тянут на резку.

Вообще, когда металл каким-либо образом обрабатывают, от него летит разнообразная дрянь во все стороны – искры, крошки, кусочки покрупнее. Чтоб не летали «шальные пули» по цеху, место работы обставляют такими щитами с натянутой тканью. То есть многочисленные дырки – это не последствия стрельбы и пневматической винтовки, а производственный процесс.

Цех смотрится сильно! Огромный, конструктивный. Сами собой в голое всплывают слова "индустриализация", "пятилетка", "стахановцы". Красиво!

Ещё ракурс.
Вот тут нам встречается фрагмент корпуса судна в процессе сварки:

А здесь, очевидно, наказывают нерадивых работников. Но таких кажется нет: все колья пусты!

Можно встретить в цеху и свидетельства художественного таланта судостроителей. Как известно из Довлатова, в любой профессии есть место творчеству:


После нас отвели в цех покраски получаемых в предыдущем месте фрагментов корпусов. Общий вид покрасочной камеры. Мерой берем человека, сравниваем с окрашиваемым фрагментом и оцениваем объём всей камеры. Это грандиозно.

Для оценки грандиозности ещё:

Пока идём из покрасочного в следующий цех, успеваю щёлкнуть ворота соседнего корпуса. Человечек в углу для масштаба.

В следующем цеху, куда нас привели, на различных стадиях сборки стоит целых три ледокола. Один из них – «Андрей Вилькицкий», однотипный с уже освоенным у достроечной набережной Санниковым.

Пака блогеры рассматривали строящиеся суда, открылись малые ворота в больших воротах цеха и въехат хитрый транспортер: привезли какое-то оборудование для насыщения корпусов ледоколов. А транспортер немецкий, в меру старенький, но тем не менее, перемещает более ста тонн груза. Есть на заводе ещё один, итальянский, новенький, тот может тягать триста с лишним тонн. На таких перемещают части корпусов из цеха в цех и на сборочную площадку. Кабины и спереди и сзади, все тележки поворотные, мощность – формула один позавидует)

Переходим на другую сторону помещения, а там змеюка, а позади ещё одна, в процессе изготовления:


Потом их прицепят к бортам ледоколов, для швартовки. На судах поменьше, на буксирах, например, для этой же цели служат подвешенные на цепях старые шины.
Но – снова на воздух мимо цехов и кранов..

Возвращаемся в первый за наше путешествие цех. Там закончился обед и работа кипит. Сразу стало громко, ярко, динамично и несколько пугающе:

В заключение нас отвели в специальную диспетчерскую в торце помещения, вдоль всей стены на некотором возвышении проходит балкончик, с которого мы-блогеры ещё поснимали общих видов царства металла и его обработки:




После всего этого великолепия нас, голодных и уставших, покормили в столовой заводоуправления, рассказав, что питаются рабочие хорошо. Обед был вкусный, не поспоришь. Ну а дальше – в уже знакомый мерс, и в Питер. Но так просто заканчивать индустриальную экскурсию нельзя, поэтому мы попросили водителя сперва заехать на противоположный от завода берег Выборгского залива, где яхтклуб, и там ещё поснимали территорию верфи и панораму Выборга. Но начался дождь и ничего хорошего из этого не вышло:

Завод. Плавдок Антлант. Левее вдали – ледокол "Александр Санников".

Выборг в мареве дождz. Вода сверху и снизу, впереди и позади.

Яхтклуб, фрагмент.
На этом уже хочется и закруглиться. Ещё раз спасибо spbblog за возможность попасть, спасибо Выборгскому судостроительному заводу за желание пустить и показать, спасибо рабочим судостроителям за их вдохновляющий труд и ребятам-блогерам за прекрасную компанию и отлично сложившийся день!

Все-все сколь-нибудь осознанные фотографии из поездки - в альбоме.
Tags: Выборг, блогерство, флот
Subscribe

  • Кронштадт, площадь Жертв Революции - 1923

    Поковырялся в Госкаталоге по фондам ЦВММ. Несколько фото Кронштадта пока. Снималось, очевидно, с колокольни собора. 01. Страничка на сайте гк.…

  • Одна из тайн мироздания.

    Знаете, когда, как сказал поэт-песенник, встанет лиловый гриб и кончится Земля? Малоизвестный факт, но: когда изобразят Нахимова без фуражки. Потому…

  • Славные двенадцатидюймовки - 1910

    У тов. humus свежевывешен альбом, фотографии лк Слава, вроде как 1910-го года, из фондов Музея Москвы. Вот. Среди прочего: Роскошное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments